VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

1

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001042
Тема: 1
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
1. Парламентская республика как форма государственного правления: достоинства и недостатки.	5

2. Государственное устройство и политическая система Италии	12

3. Становление и развитие института президентства в Итальянской Республике.	16

4. Конституционно – правовой статус Президента Итальянской Республики. Его место в системе разделения властей	18

5. Компетенция и полномочия Президента Италии	22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:	27


ВВЕДЕНИЕ
     В современном мире существует более 200 независимых государств. Несмотря на то, что существуют общепринятые классификации форм государства: форма правления, форма государственного устройства и политические режимы, каждая страна имеет свои отличия, связанные с культурными и историческими особенностями ее развития. Тщательно запомнить особенности конституционного строя каждой из них невозможно. Но в этом и нет необходимости. Достаточно всего лишь иметь представление об основных институтах конституционного строя в сравнительном плане.
     Парламентская республика (например, Германия, Италия) характеризуется тем, что президент, избираемый, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства и не обладает большими властными полномочиями. Правительство возглавляет другое должностное лицо – премьер-министр- и формирует его парламент из представителей тех партий, получивших на выборах большинство голосов избирателей и, следовательно, большинство мест в парламенте. Ответственность за свою деятельность правительство несет перед парламентом, который вправе выразить ему вотум недоверия, что приводит к уходу правительства в отставку в полном составе. В парламентской республике президент может досрочно распустить парламент и назначить новые выборы.
     Актуальность темы связана с постоянной необходимостью в сравнительном анализе зарубежных институтов конституционного права, поскольку сегодня подавляющее большинство стран мира идут путем усовершенствования государственного управления с учетом мирового опыта. 
     Объект работы – политическая система и государственное устройство Итальянской Республики, как институты конституционного права.
     Предмет работы – институт президентства в политической системе и государственном устройстве Итальянской Республики.
     Цель работы – исследование места и роли Президента Италии в политической системе и государственной устройстве Италии. 
     Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. ознакомление с основной литературой по теме исследования
2. исследование особенностей парламентской республики как формы государственного устройства;
3. исследовать государственное устройство и политическую систему Италии;
4. проанализировать процесс становления и развития института президентства в Италии;
5. проанализировать компетенцию и полномочия Президента Италии и определить его место и роль в политической системе и государственном устройстве Итальянской Республики.
     Методы исследования – были использованы общенаучные и специальные методы, а именно сравнительно – правовой (компаративный), исторический, логический, структурно-функциональный.
     Теоретическую основу исследования составили работы Алебастровой И.А., Баглая М.В., Кучмы В.В., Окунькова Л.А., Паречиной С.Г., Сухарева А.Я., Чиркина В.Е., Решетникова С.М., Страшуна Б.А. и др.
     Структура работы определена поставленными целью и задачами и  состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     1. Парламентская республика как форма государственного правления: достоинства и недостатки. 
     Парламентская республика представляет собой разновидность республиканской формы государственного правления, при которой парламент, как высший орган представительной и законодательной власти, играет главенствующую роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов. При такой форме правления президент, как правило, избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или более широким составом, напоминающим, по сути на учредительное собрание, куда входят еще и представители субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в том случае, когда законом предусмотрены выборы президента непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.), его полномочия все равно сильно ограниченны, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.1
     Главной отличительной чертой парламентской республики является то, что верховенство в ней принадлежит парламенту, и правительство ответственно перед ним, а не перед президентом, и уходит в отставку в полном составе в случае выражения ему вотума недоверия со стороны законодательного органа. Естественно, и в этих условиях реализуется принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть в лице правительства, обладая определенной самостоятельностью, может в случае выражения ему вотума недоверия парламентом, обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначении новых выборов. В целом же правительство при данной форме правления в определенной степени зависит от парламента: главой правительства обычно является лидер партии, имеющей большинство в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.
     Политико-правовой статус президента в парламентской республике во многом напоминает статус монарха в современной парламентской монархии. Он так же, как правило, не осуществляет реального правления в стране и находится в неком отдалении от текущих политических процессов. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, то есть исполнительной власти: она в полном объеме практически реализуется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики законодательно закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются, как и в случае с монархом в парламентской монархии, по инициативе, которая исходит от правительства и с помощью контрассигнации. Например, и в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Однако, в отличие от президентской республики, где президент осуществляет это реально самостоятельно, здесь он фактически не волен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кого поддерживает парламентское большинство, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший, в свою очередь, вотум доверия от большинства парламентариев. В таких республиках именно парламент, как правило, его нижняя палата, реально назначает и увольняет правительство и министров.2
     Акты, которые издаются президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению лишь в случае, если они удостоверены подписью премьер-министра или соответствующего министра. Отметим, что и сами эти акты, как правило, издаются на основании решений парламента, правительства или отдельных министров. Президенту в таких республиках обычно не предоставлено право отлагательного вето по отношению к законодательным актам, принятым парламентом, а если формально он им и обладает, то на практике не применяет, как и монарх в парламентской монархии (Великобритания). Президент в парламентской республике вправе назначить референдум, но делает это на основании решения парламента и в соответствии с законом, принятым тем, же парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел.
     Парламентская республика имеет ряд достоинств. Если сравнивать с президентскими республиками, то по своему характеру и принципам организации и функционирования она серьезно ограничивает возможность возникновения противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, отдавая явное преимущество последней. Одержав победу на парламентских выборах, особенно, в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парламента. Именно этот фактор существенно влияет на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завоевать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных правительств, отражающих интересы различных парламентских фракции. Вот это в свою очередь и может создавать возможность серьезной нестабильности в осуществлении исполнительной власти при данной форме государственного правления. Например, в Италии, которая является одной из классических парламентских стран, за полвека с небольшим послевоенного периода сменилось около полусотни правительств.3
     Для максимального нивелирования данного недостатка парламентской республики последнее время нередко применяются определенные ограничения для предотвращения слишком частого устранения парламентом правительства. Например, в ряде стран, таких как Перу, Португалия, Молдова и др. инициатива о вотуме недоверия правительству может быть внесена не менее чем четвертой или третьей частью депутатов парламента. Такой подход существенно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Для достижения этих же целей служат и нормы, требующие для отставки правительства вынесения вотума недоверия ему дважды.4 Они определяют невозможность внесения решения о таком недоверии в течение определенного законом срока (например, в течение года после выборов в парламент или после формирования правительства, ряда месяцев после предыдущего голосования по такому вотуму и т.д.). В законодательстве ряда государств, таких как ФРГ, Польша, Венгрия, Болгария и некоторых других закреплена возможность вынесения, так называемого, конструктивного вотума недоверия. В этом случае недоверие выражается не всему правительству, а только его главе. Обязательным условием данной процедуры является одновременное определение преемника действующего главы правительства.5
     Не всегда данная форма государственного правления имеет прямое закрепление в конституциях, хотя имеются и исключения. В Конституции Греции (ч. 1 ст. 1) говорится, что «государственный строй Греции — парламентская республика».6 Но главным фактором, безусловно, является не наличие соответствующих конституционных формулировок, а сама суть реальной организации и функционирования власти, в том, какое месте и роли парламента, правительства и президента, в действительности. В первую очередь это касается характера взаимоотношений парламента и правительства. Примером может служить та же Италия, Конституция которой не содержит понятия «парламентарная республика». Однако сама структура высших органов государственной власти, их конституционный статус и взаимоотношение между ними являются ярчайшим примером классической парламентской республики.7
     Президент ФРГ избирается Федеральным собранием, в состав которого входят члены Бундестага, нижней палаты парламента, и представители земель (ст. 54). Он не входит ни в состав правительства, ни в состав двухпалатного законодательного органа ФРГ или какой-либо земли отдельно (ст. 55). Акты президента контрассигнуются Федеральным канцлером или компетентным министром (ст. 59). Федеральный канцлер, являясь главой правительства, избирается Бундестагом по предложению Президента (ст. 63). Федеральные министры назначаются и увольняются Президентом, но по предложению канцлера. Бундестаг правомочен выразить недоверие канцлеру лишь путем выборов большинством голосов его преемника. А после этого следует обращение к Президенту с просьбой об отстранении канцлера от должности. В свою очередь Президент обязан удовлетворить эту просьбу и назначить избранное лицо (ст. 67) и т.д.8
     Еще одним примером парламентской республики является Греция. Здесь Президент также избирается парламентом (ст. 30). Все акты Президента (за редким исключением) приводится в исполнение лишь после контрассигнации соответствующего министра (ст. 35). Президент формально назначает Премьер-министра и, по его предложению, назначает и увольняет остальных членов правительства и заместителей министров. Премьер-министром автоматически становится лидер партии, получившей на выборах абсолютное или относительное большинство мест в парламенте (ст. 37). Так же Президент освобождает правительство от его обязанностей, если оно подало в отставку или получило вотум недоверия от парламента (ст. 38) и т.д.9
     Всем государствам, относящимся к парламентским республикам, присущи схожие черты, а именно: 
* исполнительная власть целиком сосредоточена в руках главы правительства. Им может быть либо премьер-министр, либо канцлер;
* президента избирается на должность не народом, а парламентом (или специально созданной для этой цели коллегией);
* глава правительства формально назначается президентом. Этому предшествует предложение соответствующей кандидатуры из числа лидеров сформированной парламентской коалиции;
* вся ответственность за деятельность правительства полностью ложиться на плечи его руководителя;
* абсолютно все акты президента набирают силу лишь тогда, когда они подписаны премьер-министром или же соответствующим профильным министром.
     Современная география парламентских республик довольно широка. В Европе таковыми являются ФРГ, Италия, Греция, Португалия, Австрия, Финляндия, Венгрия, Болгария, Ирландия, Чехия, Словакия, Эстония, Молдова и др. данная форма правления представлена и в Азии в лице Индии и Турции. Немало таких республик и среди африканских и латиноамериканских государств. На сегодня существует более тридцати государств, которые  идентифицируют себя как парламентские республики. При этом отметим, что единого мнение и единой цифры по этому поводу нет. Проблема заключается в том, что некоторые государства достаточно сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентских республик предложены ниже (они распределяются по частям света):
* Европа — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
* Азия — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
* Африка — Эфиопия;
* Америка — Содружество Доминики;
* Океания — Республика Вануату.
     Как видно из приведенного списка, а он включает в себя свыше 30 стран, парламентская форма правления преобладает среди европейских государств. Есть и еще одна особенность, которую трудно не заметить — подавляющее большинство вышеназванных государств (в первую очередь европейских) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.
     Проанализировав рейтинг стран мира по уровню демократии, предоставленный организацией Economist Intelligence Unit,10 то можно сделать вывод о том, что из 25 государств, имеющим наивысший статус «полноценная демократия», 21 страна — это парламентские республики и монархии. Кроме этого, это государства занимают лидирующие позиции и в рейтинге Международного Валютного Фонда по объемам валового внутреннего продукта на душу населения страны. Следовательно, можно с уверенностью, что самой эффективной и успешной формой государственного правления на сегодняшний день является именно парламентская республика.
     Основными достоинствами данной политической системы относятся следующие факторы:
* Обеспечение данной системой единства законодательной и исполнительной ветвей власти;
* все инициативы правительства, за редким исключением, полностью поддерживаются парламентом. Это способствует стабильной работе всей системы власти;
* именно эта система управления полностью позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.
     Безусловно, в парламентских республиках есть и свои недостатки, которые являются производными из достоинств данной политической системы. Во-первых, это неустойчивость коалиционных союзов, результатом этого являются частые политические кризисы (Италия - яркий пример последствий этой нестабильности). Кроме этого, достаточно часто коалиционному правительству, во имя поддержания идеологической линии коалиционного соглашения, приходится отказываться от полезных для страны действий.
     Еще одним существенным недостатком парламентских республик является угроза узурпации власти в государстве правительством, в случае, если парламент, по сути, превращается лишь в орган для «штамповки» законов.
     2. Государственное устройство и политическая система Италии
     Италия — «демократическая республика, основой которой является труд». Так гласит итальянская Конституция, принятая в 194711. Административное деление включает три вида единиц: районы (их 20), провинции (94) и коммуны, т.е. муниципалитеты (около 1 тыс., идёт укрупнение). Принято разделять экономические районы Севера, Центра и Юга. Некоторые авторы относят Италию к т.н. регионалистским государствам12
     Управление государством осуществляется на основе конституционных принципов и норм частного права. Высшим органом законодательной власти является двухпалатный парламент, высшим органом исполнительной власти — кабинет министров (правительство), главой государства — президент. Спикер верхней палаты парламента является главой всего парламента, как высшего органа законодательной власти. Исполнительную власть возглавляет премьер-министр.
     Италия - парламентская республика. Нижняя палата парламента (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя (Сенат) — на 6 лет всеобщим, прямым, тайным голосованием. Депутатов нижней палаты имеют права выбирать граждане, достигшие 18 лет, избирательнее право для формирования верхней палаты наступает с 25 лет. Новый избирательный закон 1993 изменил пропорциональную систему голосования на смешанную, но при этом оставил преобладание мажоритарного принципа: 3/4 мест в нижней палате занимают депутаты – мажоритарщики, остальная четверть  - пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом ограничительного пункта (4%).13 В Сенате также 3/4 мест заполняются мажоритарным, остальные — пропорциональным голосованием по районам. При этом определено, что политическая каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата. За особые заслуги перед государством, небольшое число сенаторов может быть назначено пожизненно.
     На основании итогов выборов, президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а после – парламенту, которому правительство подотчетно и подконтрольно.
     Согласно закону, президент не может быть моложе 50 лет и избирается коллегией выборщиков (непрямые выборы), которая состоит из членов обеих палат парламента и 58 представителей районов. Срок полномочий президента составляет 7 лет. Избрание президента осуществляется по мажоритарной системе квалифицированного большинства -  не менее 2/3 голосов, но если кандидатура не проходит после 3-го голосования, становится достаточным простое, абсолютное. Президент имеет право роспуска парламента, но не позднее, чем за 6 мес. до окончания срока его полномочий.
     Конституционный суд  - высший орган судебной власти. В его составе 15 судей: треть из них назначается президентом, треть -  избирается парламентом, а еще треть - избирается обычным и административным Верховными судами.
     Система исполнительной и законодательной власти на местах находится в процессе трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг — передача части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на места (децентрализация). С 1993 введены прямые выборы мэров городов с численностью населения свыше. 15 тыс. чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются также и главы районов. В 2001 произошел пересмотр некоторых статей Конституции, который предоставил районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право внесения изменений в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Всё это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти
     Партийная система Италии с начале. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предыдущая система характеризовалась как «несовершенная двухпартийность», потому что не допускала обычной практики для демократического государства чередования у власти двух ведущих партий или блоков. В 2002 в стране насчитывалось уже 16 партий, большая часть которых входила в лево- и правоцентристскую коалиции. 
     Внутренняя политика последних 10—15 лет может быть охарактеризована как постепенный, и пока незавершённый, переход от 1-й ко 2-й республике. Ключевыми составляющими этого процесса являются: изменения в избирательном законе, расширение прав местных властей, обновление политического класса, разблокирование механизма ротации партийных коалиций у власти, тенденция к усилению полномочий президента (обсуждается возможность проведения прямых президентских выборов). Политический процесс базируется на широкой программе структурных реформ, инициированной силами левого центра. Приход к власти правоцентристов изменил лишь тактическую позицию правительства в проведении этих реформ, оставив прежним их общий вектор. Роль Европейского Союза и других внешних факторов во внутриполитической жизни Италии. возрастает.
     Общественно-политическая система строится на развитом механизме демократии и приверженности большинства населения идеям парламентаризма, политического, экономического и культурного плюрализма, реформистского пути развития. Слабым звеном этой системы остается незавершённость процесса национальной консолидации — сохранение традиций регионального партикуляризма и особенно глубоких социокультурных различий между Севером и Югом. Отсюда скрытая политическая нестабильность и, как следствие, торможение необходимых стране реформ.
     Внешняя политика с первых послевоенных лет строилась на принципах европеизма и атлантизма. Основные направления деятельности Италии на международной арене определялись фактом её принадлежности к НАТО и Европейскому Союзу. 
     
     
     
     
     
     
     
     3. Становление и развитие института президентства в Итальянской Республике.
     Как единое национальное государство, Италия возникла во второй половине XIX в. Практически до окончания Второй мировой войны она являлась монархией, хотя с 1922 г. по 1943 г. реальная власть в стране принадлежала главе правительства Бенито Муссолини - лидеру фашистской партии. После уничтожения фашистского режима, вопрос о дальнейшей судьбе итальянской монархии, которая проявила себя в качестве реакционной силы, в июне 1946г. был вынесен на общенациональный референдум. В результате проведенного плебисцита, Италия была официально провозглашена республикой, а в декабре 1947 г. Учредительное собрание приняло Конституция Итальянской республики, которая и определила Италию - парламентской республикой. Конституция вступила в силу с 1 января 1948 г. Еще до ее принятия президентом был избран Энрико де Никола (1877-1959). 
     Демократическая Итальянская Конституция учредила пост Президента республики в качестве главы государства. Палата депутатов и Сенат на своем совместном заседании избрали президентом республики Луиджи Эйнауди (1874-1961). С февраля 2015г. 12-м президентом Итальянской Республики является Серджо Маттарелла.14 
     Италия является типичным образцом парламентско-республиканской формы правления. Законодатели на совместном заседании обеих палат, с участием делегатов от областей, избирают главу государства. Тем самым, как бы подчеркивая его зависимость от парламента. Именно парламент издает законы, определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, осуществляет контроль над деятельностью президента и правительства.
     Конституция предоставляет президенту довольно широкие полномочия. При этом необходимо подчеркнуть, что большинство функций, осуществляемых главой государства, строго контролируются парламентом или же носит формальный характер. Например, до того, как приступить к осуществлению своей деятельности, правительству необходимо заручиться поддержкой обеих палат парламента. Или ратификация международных договоров требует, в определенных случаях, предварительного рассмотрения и разрешения палат. Функции же президента в процессе осуществления законодательной деятельности, в соответствии с Конституцией, ограничиваются промульгацией законов и правом отлагательного вето. Хотя последнее может быть довольно легко преодолено. Для этого всего лишь необходимо простое большинство голосов депутатов. Кроме этого не стоит забывать, что стране функционирует институт контрассигнатуры.
     На первый взгляд, президент Италии обладает достаточно сильным рычагом воздействия на парламент: Конституция предоставляет ему право роспуска одной или обеих палат. Однако, она же обязывает главу государства провести предварительные консультации с председателями этих палат. Поэтому, история современной республиканской Италии не знает случая роспуска президентом палаты вопреки воле ее руководителей. Добавить сюда можно еще и то, что он «не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий».15
     
     
     
     
     
     
     
     
     4. Конституционно – правовой статус Президента Итальянской Республики. Его место в системе разделения властей
     Главой Итальянской республики является Президент. Институт президентства впервые был введен в Италии действующей Конституцией государства от 22.12.1947 г.,16 которая определяет порядок избрания Президента и круг его полномочий. Место и роль Президента в системе органов государственной власти и управления определяются перечнем полномочий, которые присущи главам парламентской республики. По Конституции Президент не просто возглавляет государство, но и олицетворяет национальное единство. Президент вправе осуществлять следующие полномочия:
* направление послания парламенту, назначение парламентских выборов и определение дня первого заседания обеих палат, санкционирование предоставление палатам законопроектов, разработанных правительством, промульгация законов, издание декретов, имеющих силу закона, назначение общенародного референдума (в случаях, предусмотренных Конституцией);
* по запросу председателей палат парламента, он имеет право роспуска всего парламента либо одной из его палат (это право имеет хронологические ограничения, о которых говорилось выше); 
* назначает председателя правительства - Совета министров - и министров, кандидатуры последних предлагает премьер-министр;
* является верховным главнокомандующим вооруженными силами Республики; вправе объявлять войну и заключать мир (по предварительному решению парламента), а также возглавляет Верховный совет обороны, который создается специальным законом. 
     Президентом Республики может быть избран любой полноправный, достигший 50-ти лет, гражданин Италии. Он избирается членами обеих палат парламента на их совместном заседании сроком на семь лет. Глава государства получает государственные жалованье. При невозможности Президентом осуществления своих функций, они выполняются председателем верхней палаты парламента - Сената. Если же Президент длительное время неспособен осуществлять свои функции или же при его отставке проводятся новые выборы. Предшествует вступлению в должность принесение Президентом присяги на верность Республике и Конституции. 
     Ныне действующая Конституция Италии наделяет Президента достаточно широкими полномочиями. Он является главой государства и представляет национальное единство (ст. 87). Также, он наделен правом представительства Италии в международных отношениях. Глава государства награждает республиканскими знаками отличия (ст. 87). Президент освобожден от ответственности за действия, совершаемые во время осуществления своих функций, его можно привлечь к ответственности только за государственную измену или за посягательство на Конституцию (ст. 90). 
     Решающую роль в положении главы государства играет и способ его избрания. Как мы уже знаем, Президент Италии избирается Парламентом (ст. 83). Этот фактор определенным образом отдаляет его от народа и делает его положение в системе высших органов государственной власти, некоторым образом, вторичным, производным.
     Конституция определяет роль Президента Италии в законодательном процессе (ст. 62, 73, 74, 87, 88). Она заключается в том, что он санкционирует внесение на рассмотрение правительственных законопроектов; промульгирует уже утвержденные Парламентом законы, наделен правом отлагательного вето, издает декреты, которые имеют закона и предварительно одобрены правительством, издает также регламентарные акты; в предусмотренных Конституцией случаях, назначает общегосударственный референдум. Президент вправе направлять палатам парламента послания, в том числе и с требованием повторного рассмотрения того или другого законопроекта. Он также назначает выборы новых палат и день первого заседания. Заслушав председателей палат, он имеет право распустить весь парламент или одну из его палат. По инициативе Президента любая из палат может быть созвана для проведения чрезвычайной сессии. Интересный факт, что данное полномочие Президента закрепляется не Разделом II Конституции – Президент Республики, а Разделом I – Парламент (ст. 62).17 Президент, «по праву» (ст. 59) назначает пять пожизненных сенаторов. 
     Во внешнеполитической области Президент Италии ратифицирует международные договоры (ст. 87), в определенных случаях — по предварительной санкции палат Парламента (ст. 80). На него возложено право аккредитации и приема дипломатических представителей. 
     Судебная сфера. Президент Италии председательствует в Высшем совете магистратуры, вправе даровать помилование и смягчать наказания (ст. 87, 104). Кроме этого, он также назначает одну треть судей Конституционного суда (ст. 135) . 
     Президент Италии является верховным главнокомандующим вооруженными силами республики. Он председательствует в Верховном совете обороны, объявляет в соответствии с решением обеих палат состояние войны (ст. 87). Палаты дают разрешение на объявление состояние войны, однако необходимые полномочия имеет не Президента, а Правительство (ст. 78). В связи с этим, необходимо отметить, что Верховный совет обороны Италии, который создается специальным законом, рассматривает лишь общие вопросы, которые касаются национальной обороны в целом. Реальными же полномочиями в отношении принятия фактических решений наделены иные органы. Вопросы и направления внешней и военной политики Италии находятся в компетенции Правительства, решающую роль в котором играет Премьер-министр. Какие-либо чрезвычайные полномочия главы итальянского государства в Конституции не упоминает. Исключением является предоставленная возможность созыва обеих палат парламента на чрезвычайную сессию по инициативе Президента (ст. 62). 
     Конституция также наделяет Президента Италии полномочиями в отношении органов власти территориальных единиц государства.   Мотивированным декретом Президента Республики может быть распущен Областной совет, а председатель областной джунты уволен за совершение действий, которые противоречат Конституции. К этим основаниям можно добавить грубые нарушения закона и т.д.  (ст. 126) .
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     5. Компетенция и полномочия Президента Италии
     Классифицировать полномочия президента как главы государства можно по нескольким основаниям. Реализовывая представительские функции, Президент выступает с официальными обращениями к парламенту. Эти послания чаще всего анализируют внутреннюю и внешнюю политики государства, определяют основные цели правительственной деятельности и пути их достижения. Данная практика широко распространена в большинстве республик. Эти послания рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. Представительские функции главы государства также имеют большое значение в области внешних сношений: в силу своего положения он всегда выступает от имени своего государства и не нуждается в специальных полномочиях для этого.
     Осуществляя предоставленные ему полномочия в сфере государственного управления, глава государства выполняет важную функцию в процессе формировании правительства. Но в парламентских республиках, примером которых является Италия, он не вправе назначить правительство, не пользующееся поддержкой большинства в парламенте. Следовательно, пост премьер-министра занимает лидер политической партии, победившей на парламентских выборах, практически автоматически. Президент наделен правом отправить в отставку правительство или отдельных министров. Но данное право носит чисто формальный характер: при его реализации глава государства даже юридически несвободен, поскольку отставка Президентом правительства в полном составе может произойти лишь по инициативе самого правительства или премьера. С такой инициативой может выступить и парламент.
     В области правительственной деятельности полномочия главы государства заключается в руководстве административным аппаратом и вооруженными силами: он осуществляет назначения на высшие военные и гражданские должности.
     Рассмотрим полномочия главы государства в сфере законодательной деятельности. В Италии Президенту, как главе государства предоставлено право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов. Это право Президента практически ничем не ограничено. Сохраняются весомые средства воздействия на парламент, которые использует глава государства. Одним из них является право вето на законопроекты, согласованные парламентом. Как правило, сила вето распространяется на законопроект в целом. Но возможно наложение вето на отдельные его статьи или положения. Для преодоления отлагательного вето устанавливается специальная процедура, а именно, повторное голосование большинством голосов парламентариев.
     Глава государства правомочен издавать собственные нормативные акты. На практике они реализуются правительством, которое и несет за них ответственность. В итоге, президентский декрет выступает в виде акта, не основанного на законе, а регламентирующего общественные отношения наравне с законом. Президент, наделенный такой регламентарной властью, выступает важнейшим субъектом нормотворческой деятельности 
     Внешнеполитические полномочия главы государства в Италии осуществляются премьером и правительством. Тенденции концентрации оперативного руководства внешними сношениями противостоит в демократических странах тенденция к сохранению возможности осуществления контроля за ее про.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.